Альберт

Автор: Толстой Лев Николаевич
Читает: Самойлова Г.
Дата издания: 2004
Размер: 96 MB

Прослушивание и скачивание книг доступно только для авторизованных пользователей.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для получения доступа.

Жанр

Классика; Художественная литература; Классическая литература; Литература XIX века; русская литература XIX века; Русская классическая литература XIX века; Отечественная проза; Русские писатели; Повести; Отечественные повести

Краткое описание

В конце 1857 года Л.Н. Толстой находится на перепутье литературных движений: он воспринимает подъем критического направления как общий кризис в русской литературе, и хотя он начинает чувствовать творческую ограниченность теории «чистого искусства», Толстой к этому моменту еще не готов порвать свои личные и профессиональные привязанности с ее основными представителями во главе с Дружининым и Боткиным. Для успешного продолжения своей литературной деятельности Л.Н. Толстой остро ощущает необходимость прийти к определенному пониманию центральных эстетических проблем, которые так волнуют литературные круги того времени. Он сосредотачивает свое внимание на размышлении о самых насущных проблемах искусства в желании не только понять, что составляет основу творческого гения и каким целям в жизни он должен служить, но и в стремлении ясно обозначить свою авторскую позицию по этому весьма злободневному вопросу. Мы знаем, что проблемы эстетики в искусстве станут для Л.Н. Толстого в его последующем творчестве важной темой. К ней он вернется гораздо позже в своем трактате «Что такое искусство?» (1898), который явится результатом сорокалетних размышлений о природе и цели искусства. Мы также знаем, что автор придет к несколько иному выводу в своей более поздней работе по сравнению с его ранними опытами середины и конца 50-х. Сорок лет спустя Л.Н. Толстой придет к выводу, что все хорошее искусство неразрывно связано с жизнью общества и что эстетическая ценность произведения искусства напрямую зависит от его морального содержания. Но сейчас давайте вернемся к Л.Н. Толстому середины 50-х - к моменту, когда он пытается определить свою эстетическую позицию. Именно в атмосфере таких раздумий, сомнений и споров о природе и назначении искусства и зарождается у Толстого замысел повести, предметом которой он избрал судьбу альтруистического и талантливого служителя искусства, получившей в своем заключительном варианте название «Альберт». Концепция «Альберта» помогла Толстому не только кристаллизовать свои эстетические взгляды, но и выразить свое глубокое понимание и страсть к музыке в литературной форме. Не случайно самые яркие и проникновенные страницы повести посвящены чрезвычайно точному и в то же время вдохновенному описанию влияния музыки на окружающих слушателей. Мы можем проследить творческий процесс, сопровождавший создание повести и многочисленные переделки начального варианта текста в переписке между Толстым и Некрасовым за ноябрь и декабрь месяцы 1857 года. Эти письма содержат интересные факты и ценную информацию о том, какого неимоверного творческого напряжения и писательских усилий стоила Толстому эта работа, занимающая в своем конечном варианте всего около тринадцати печатных листов.