Лоэнгрин, Тангейзер, Тристан и Изольда

Вернуться на главную страницу СОБС

Лоэнгрин, Тангейзер, Тристан и Изольда

Автор: Вагнер Рихард
Читает: -
Дата издания: 2005
Размер: 225 MB

Прослушивание и скачивание книг доступно только для авторизованных пользователей.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для получения доступа.

Жанр

Музыка; Классическая музыка; Зарубежные композиторы

Краткое описание

В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное произведение будущего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью». Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства — музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байройт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи — созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». Содержание: 1. "Лоэнгрин". Либретто Рихарда Вагнера. Первоначальный замысел оперы на сюжет сказания о Лоэнгрине возник у композитора в 1841 году. Легенда о благородном рыцаре волшебной силы и дивной красоты издавна бытовала в различных вариантах у народов северного побережья Западной Европы. Композитор выбрал наиболее поэтичный вариант и постарался, как он сам говорил, "освободить эти мифы от противоречивых воздействий христианской мысли и восстановить в них вечную поэму чистой человечности...." 2. "Тангейзер". Одна из лучших, наряду с "Лоэнгрином", опер раннего периода творчества Вагнера (1845). Мастерство оркестровки композитора в сочетании с замечательными хоровыми эпизодами и пленительной мелодикой сделали эту оперу необычайно популярной. К лучшим ее страницам относится увертюра "Хор пилигримов", ария Вольфрама. Основу сюжета составляет легенда о средневековом певце Тангейзере и о борьбе Любви земной и любви небесной. 3. "Тристан и Изольда". В этой опере мир впервые познакомился с музыкальной драмой, в которой оркестр играет, безусловно, главенствующую роль, комментируя посредством разработанной системы леймотивов каждый психологический и драматический ход. Здесь композитор осуществил свою идею "Бесконечной мелодии", создав совершенно особый стиль арий, дуэтов, ансамблей. Это вызвало ожесточенную полемику в музыкальных кругах, не утихшую доныне. Любретто разработано Вагнером по мотивам одноименного романа Готфрида Страсбургского (XIII век).