Самара,
Никитинская, 21
тел.: (846) 310-02-13
Email: samara.obs@mail.ru
Skype: gbuksobs
Самара,
ул. Спортивная,12
тел.: (846) 303-32-80

Форма поиска

Правила пользования библиотекой

  «Утверждаю»                                  

                                                      Директор ГБУК

                                         «Самарская областная

 библиотека для слепых»

                                                                                      Тюгашова В.В.

                                                 _______________________

 «__»   __________­­­­­___ 20 ___ г.

 

 

 

 

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ

Государственным бюджетным учреждением культуры

«Самарская областная библиотека для слепых»

 

 

1. Общие положения

1.1. Государственное бюджетное учреждение культуры «Самарская областная библиотека для слепых» (в дальнейшем именуемое «Библиотека») является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Самарской области полномочий министерства культуры Самарской области в сфере культуры.

Государственное бюджетное учреждение культуры «Самарская областная библиотека для слепых» - специализированное учреждение, выполняющее функции:

-  регионального хранилища произведений печати и иных информационных ресурсов для инвалидов по зрению;

-  регионального научно-методического центра по проблемам информационного, библиотечно-библиографического обслуживания инвалидов по зрению.

1.2. Настоящие правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле», Гражданским кодексом РФ, иными  законодательными  актами РФ и Самарской области, Уставом библиотеки, утвержденным распоряжением министра культуры Самарской области № 568-р от 15.08.2011 г. и  приказом министерства имущественных отношений  Самарской области № 4344 от 30.11.2011 г.

1.3. Получателями услуг Библиотеки являются:

- инвалиды по зрению всех возрастных групп, члены их семей, другие категории инвалидов, лица, не имеющие возможности читать обычный текст, а также физические и юридические лица, профессионально занимающиеся проблемами инвалидов и инвалидности;

- участники мероприятий, проводимых Библиотекой, в том числе заседаний клубов и других любительских объединений, действующих в Библиотеке;

- потребители методических услуг (участники методических мероприятий, потребители издательской продукции) библиотеки;

- потребители информационных услуг, оказываемых Библиотекой;

- потребители реабилитационных услуг, оказываемых Библиотекой.

Пользование Библиотекой бесплатное.

1.4. Фонды Библиотеки являются государственной собственностью и находятся под охраной государства.

1.5. В своей деятельности Библиотека обеспечивает права читателей (в   дальнейшем именуемых «пользователи») на равный доступ к ин­формации,  создает условия для приобщения их к достижениям мировой и национальной культуры, способствует формированию ин­формационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию ли­чности.

Для достижения этих целей Библиотека предоставляет свои фон­ды во временное пользование через систему абонементов (очный, заочный, надомный, виртуальный (предоставление документов в удаленном доступе), обособленных структурных подразделений  библиотеки и  библиотечных пунктов, осуществляет обеспечение информа­ционных  потребностей пользователей.

2. Структура Библиотеки

Библиотека имеет следующую структуру:

- отдел стационарного обслуживания;

- отдел внестационарного обслуживания;

- информационно-методический отдел;

- отдел комплектования и обработки фондов;

- обособленные структурные подразделения;

- библиотечные пункты.

3. Права пользователя Библиотеки

3.1. В соответствии с административными регламентами предоставления государственных услуг в сфере культуры Самарской области, пользователь имеет право на следующие услуги, предоставляемые Библиотекой:

3.1.1. Предоставление во временное пользование документов библиотечного фонда (в т.ч. предоставление доступа к изданиям, переведенным в электронный вид, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах):

- выдача документов на дом;

- выдача документов в формате с криптозащитой из полнотекстовой базы данных (в удаленном доступе);

- рассылка документов на дом;

- доставка документов на дом;

- выдача копий печатных документов из фондов библиотеки в установленном законодательством РФ объеме (с применением расходных материалов пользователя);

- адаптация плоскопечатных изданий в формат, удобный для пользователя (шрифт Брайля, укрупненный шрифт, электронный формат);

- исполнение запросов пользователей по межбиблиотечному  абонементу;

- подбор документов по теме запроса, по списку литературы;

- предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеке, с учетом требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах;

- консультации по использованию информационных ресурсов.

Информация предоставляется в формате, удобном для пользователя.

3.1.2. Информационно-библиографическое обслуживание (в т.ч. предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату и базам данных):

- обслуживание пользователей через систему каталогов и картотек;

- предоставление возможности самостоятельного поиска по электронному каталогу и другим базам данных библиотеки;

- предоставление пользователям автоматизированных рабочих мест;

- предоставление доступа к сети Интернет;

- иные формы предоставления библиотечной информации (подготовка, издание и предоставление собственной библиографической продукции, в том числе: библиографических обзоров, дайджестов, указателей, электронных изданий и т.п.).

3.1.3. Организация просветительских мероприятий:

- проведение массовых мероприятий просветительского характера;

- участие в клубах и читательских объединениях.

3.1.4. Выполнение методических работ в установленной сфере деятельности:

- консультации для сотрудников публичных библиотек  и обособленных структурных подразделений ГБУК «Самарская областная библиотека для слепых» по методике информационного обеспечения пользователей;

- организация и проведение семинаров, тренингов, конференций и т.д.;

- обеспечение пользователей методическими материалами;

- консультации по работе на компьютере.

3.2. Пользователи также имеют право:

- избирать и быть избранными в общественные объединения, созданные при  Библиотеке;

- пользоваться услугами любого структурного подразделения Библиотеки.

3.3. Пользователям выдается на дом не более 5 изданий и материалов на срок до 30 дней.

Пользователю заочного абонемента срок продлевается на время, затраченное на пересылку по почте.

Библиотеке предоставлено право сокращать установленные   сроки пользования изданиями и материалами повышенного спроса, а также направлять требования пользователям о возвращении их. Учебники и учебные пособия выдаются на весь учебный год. В случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых изданий и материалов (кроме художественных произведений) пользователь может получить их по межбиблиотечному абонементу (МБА).

3.4. Редкие и ценные материалы, единственные экземпляры справочных изданий, а также издания и материалы, полученные по МБА, на дом не выдаются.

3.5. Книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, «говорящие» книги Библиотекой и пользователем пересылаются по почте бесплатно (осно­вание: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 года № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи»).

3.6. Пользователь имеет право обжаловать в суде действия Библиотеки и ее должностных лиц, ущемляющие его права.

4. Права Библиотеки

Библиотека имеет право:

- самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе;

- определять в соответствии с Правилами виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователем Библиотеки;

- определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

- определять равноценность изданий и ма­териалов, предъявленных пользователем на замену утраченных.

5. Обязанности пользователя Библиотеки

5.1. Пользователь обязан:

-  при записи ознакомиться с данными Правилами;

- соблюдать Правила пользования, общепринятые нормы общественного поведения, уважая права друг друга и труд сотрудников библиотеки;

- бережно относиться к изданиям и материалам, полученным из фондов Библиотеки, и техническим средствам, предоставленным в пользование; заботиться об их сохранности;

- для прослуши­вания «говорящих» книг пользоваться только исправной аппаратурой;

- возвращать издания и материалы в установленные сроки;

-  не нарушать расстановку фонда, не вынимать карточки из катало­гов и картотек;

- не создавать копии полученных во временное безвозмездное пользование электронных документов.

5.2. Пользователь, утративший издания и материалы из фонда Библио­теки, причинивший им невосполнимый ущерб, а также допустивший порчу технического средства, использующегося в библиотеке, обязан:

- заменить их соответственно такими же произведениями печати и материалами или признанными Библиотекой равноценными (в том числе и копиями утраченных изданий), а при невозможности замены - воз­местить их стоимость, которая определяется по ценам, действую­щим в современных рыночных условиях;

- отремонтировать либо возместить стоимость ремонта технических средств, пришедших в неисправность по вине пользователя.

6. Обязанности Библиотеки

Библиотека обязана:

6.1. Создать все условия для осуществления права пользователя на доступ к информации и документам из фондов Библиотеки.

6.2. Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей. Не допускать использование сведений о пользователе и его чтении в любых случаях, кроме научных целей и улучшения организации библиотечного обслуживания.

6.3. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей, принимать меры по привлечению пользователей в Библиотеку. Способствовать социальной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению и лиц, не имеющих возможности по состоянию здоровья читать обычный текст, в общество.

6.4. Обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей. При оказании услуг работники Библиотеки должны проявлять максимальную вежливость, внимание, терпение, быть корректными и доброжелательными.

6.5. Проводить консультации, инструктажи по вопросам эксплуатации тифлоприборов, аппаратов для прослушивания «говорящих» книг и другого оборудования.

6.6. В случае отсутствия в фондах необходимых пользователям изданий и материалов запрашивать их по МБА из других библиотек.

6.7. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах Библиотеки изданий и материалов в соответствии с установленными Правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование.

Сотрудники библиотеки при выдаче и возврате документов обязаны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сделать соответствующие пометки.

6.8. Систематически следить за своевременным возвращением в Биб­лиотеку выданных изданий и материалов.

7. Порядок записи пользователя в Библиотеку

 7.1. Запись в библиотеку осуществляется по предъявлении паспорта.

Дети до 14 лет записываются в Библиотеку на основании документов и поручительства родителей или лиц, под надзором которых они состоят.

7.2. При изменении фамилии, места жительства пользователь обязан в месячный срок сообщить об этом в Библиотеку, а при переезде за пределы Самарской области - вернуть в Библиотеку все взятые издания и материалы.

7.3. При записи в Библиотеку пользователь знакомится с Правилами пользования библиотекой и подтверждает обязательство их выполнять подписью в формуляре. Пользователя, не имеющего возможности по состоянию здоровья читать обычный текст, с Правилами пользования Библиотекой знакомит сотрудник и подтверждает его обязательство их выполнять записью в формуляре.

8. Правила пользования абонементом

8.1. Библиотека имеет абонементы:

- очный, осуществляющий выдачу документов для использования вне библиотеки;

- заочный, осуществляющий выдачу документов посредством почтовых

отправлений;

- надомный, осуществляющий доставку документов на дом транспортом

за счет Библиотеки;

- виртуальный, осуществляющий выдачу документов в формате с криптозащитой с сервера библиотеки в режиме «удаленный пользователь».

8.2. Выдача документов пользователю на дом производится только после получения от него ранее выданных документов, срок  пользования  которых истек.

8.3. Пользователь может продлить срок пользования документом, если на него нет спроса со стороны других пользователей.

8.4. Через 15 дней после истечения срока пользования документами библиотекарь напоминает пользователю (письменно, по теле­фону, по электронной почте) о необходимости возврата документов.

Если  документы не возвращены, то Библиотека может применить штрафную санкцию в виде лишения права пользования абонементом на срок от 1 месяца до года.

9. Режим работы Библиотеки:

Ежедневно с 09.00 до 17.00 без перерыва на обед.

Выходной день - воскресенье; для обособленных структурных подразделений - суббота, воскресенье.

Последний четверг каждого месяца - санитарный день.