«Под сводом индийских грёз»
10 августа группа читателей обособленного структурного подразделения г. Сызрань посетила галерею «Наследие», где проходила выставка картин «Под сводом индийских грез». На выставке представлены картины пяти художников: Алексея Каменева, Мхеян Джеммы, Ольги Курильцевой, Ольги Левченко и Александра Горячева, который является нашим земляком. Он же выступил и одним из инициаторов этой выставки. Всех этих живописцев объединила любовь к Индии и большое количество картин, написанных в этой стране. Всего на выставке было представлено около 40 картин. О них подробно рассказала сотрудник галереи Сидорова Ирина Александровна. Она знакомила незрячих и слабовидящих экскурсантов с сюжетом картины, раскрывая замыслы художника; словесно описывала детали одежды индийцев, предметы их быта, природу; попутно успевала дать информацию о некоторых индийских традициях, приводя множество интересных фактов из жизни простого народа. В результате у многих возникал образ Индии - страны яркой, как эти картины, особенной, неповторимой, не похожей на другие страны. Для читателей, интересующихся историей, культурой, философией Индии, из фонда Самарской областной библиотеки для слепых можно порекомендовать следующие книги в формате LKF: 1. Адига Аравинд «Белый тигр» Балрам по прозвищу Белый тигр - простой парень из типичной индийской деревни, бедняк из бедняков. У его семьи нет ничего, кроме лачуги и тележки. Среди своих братьев и сестер Балрам - самый смекалистый и сообразительный, и он явно достоин лучшей участи, чем та, что уготовила ему родная деревня. Белый тигр врывается в город, где его ждут невиданные и страшные приключения, где он круто изменит свою судьбу, опустится на самое дно, а потом взлетит на самый верх. Но "Белый тигр" - вовсе не типичная индийская мелодрама про "миллионера из трущоб", нет. Это революционная книга, цель которой - разбить шаблонные представления об Индии, показать ее такой, какая она есть на самом деле. Это страна, где Свет каждый день отступает перед Мраком, где страх и ужас идут рука об руку с весельем и шутками. 2. Блаватская Е.П. "Из пещер и дебрей Индостана" В ряду путевых очерков о Востоке книга теософа Елены Петровны Блаватской занимает особое место. Во второй половине XIX века она совершила поездку по Индии в поисках тайных знаний. Впечатления и наблюдения этого путешествия вылились в серию путевых заметок, известных ныне под общим названием "Из пещер и дебрей Индостана". Блаватская описывает не только удивительные случаи и мистические опыты, пережитые ею, но и жизнь традиционного индийского общества, местные достопримечательности, обычаи и, конечно, людей, с которыми свела её судьба. Несмотря на то, что со времени написания очерков прошло уже почти полтора века, "Из пещер и дебрей Индостана" - до сих пор одна из лучших книг об Индии на русском языке, своего рода вневременная энциклопедия истории, культуры и религии этой великой страны. 3. Блаватская Е.П. «Загадочные племена на «Голубых горах» Это захватывающее путешествие по самым загадочным уголкам Индии, погружение в экзотическую жизнь потомственных магов и колдунов - членов индийских племен, на протяжении многих поколений причастных к искусству черной и белой магии. 4. Володин М. «Индия. Записки белого человека» Хотя «Записки белого человека» и не являются в прямом смысле путевыми заметками, в основе книги лежат путешествия автора по Индии. Но экзотический антураж здесь лишь средство, чтобы на фоне этих ярких декораций показать человека, отправившегося в путь в одиночку, — его чувства и мысли, его осознание себя и своего места в мире. 5. Гессе Г. «Сиддхартха. Индийская повесть» В основу романа положена древнеиндийская легенда о Гаутаме Будде. "Повесть "Сиддхартха" (1922) обобщает ранние произведения Гессе, связанные с индийской тематикой. Герой повести - один из просветленных, тезка исторического Гаутамы Будды. 6. Ирвинг Д. «Сын цирка» Таинственное убийство в бомбейском спортивном клубе «Дакуорт» явилось не первым и не последним звеном в цепи зловещих событий. Корни этого злодейства столь глубоко проросли в прошлое, что главному герою пришлось переосмыслить всю свою жизнь, чтобы дойти до истоков трагедии. А в жизни этой чего только не было: цирковые карлики и слоны, блистательная учеба в Вене и тщательно законспирированное написание сценариев для хитов Болливуда, и даже загадочный ночной укус в ногу, способствовавший религиозному обращению. 7. Киплинг Р. «Ким» Роман «Ким» (1901), который писатель считал одной из своих лучших книг, переносит читателя в неповторимый мир Индии конца XIX века и повествует о судьбе сына ирландского офицера, вовлеченного в шпионские интриги британского правительства — так называемую Большую Игру. Ким путешествует по стране в качестве слуги и ученика тибетского ламы, наблюдает пестрое многообразие Индии, проникается, по выражению Марка Твена, ее «глубоким и тонким очарованием» и постепенно обретает способность понять, оценить и полюбить человека иной культуры. 8. Мартел Я. «Жизнь Пи» Небольшое, но емкое произведение рассказывает о приключениях молодого человека по имени Пи и бенгальского тигра. Вместе герои пройдут через многие препятствия и откроют для себя мир. 9. Ньюмарк Э. «Сандаловое дерево» 1947 год. Эви с мужем и пятилетним сыном только что прибыла в индийскую деревню Масурлу. Ее мужу Мартину предстоит стать свидетелем исторического ухода британцев из Индии и раздела страны, а Эви — обустраивать новую жизнь в старинном колониальном бунгало и пытаться заделать трещины, образовавшиеся в их браке. Но с самого начала все идет совсем не так, как представляла себе Эви. 10. Орехов Д. «Будда из Бенареса» Как возникло учение о переселении душ? Как выходцам из воинской касты, ощутившим тягу к аскезе и медитации, удалось потеснить сословие брахманов? Увлекательное, живое и красочное повествование Дмитрия Орехова погружает читателя в волшебный мир древнеиндийской духовности. 11. Рамачарака. Основы миросозерцания индийских йогов 12. Тагор Р. «Дочь Ганга» Главный герой романа "Дочь Ганга" - молодой начинающий адвокат Ромеш страстно влюблен в красавицу Хемнолини, сестру своего лучшего друга. Однако отец Ромеша уже подыскал сыну невесту по собственному усмотрению и даже назначил день свадьбы... Сложная сюжетная линия, в которой тесно переплелись тайны и их разоблачение, страсть и коварство, потеря любви и ее обретение, держит читателя в напряжении от первой до последней страницы. 13. Тагор Р. «Крушение». Обручение двух пар совершалось согласно старому индийскому обычаю: молодые люди не были знакомы до свадьбы, не любили друг друга и, вступая в брак, лишь подчинялись воле старших. Но во время бури на реке гибнут участники свадебных торжеств, и автор соединяет оставшихся в живых юношу и девушку, ошибочно считающих себя мужем и женой. События, описываемые в "Крушении", относятся ко второй половине XIX века, к периоду, когда укрепление капитализма в Индии привело к завершению консолидации бенгальцев в нацию, вызвало ломку старых феодальных общественных отношений. Фотографии И. Запольновой