16 и 25 сентября - мероприятие «Друг добра нелицемерный…», посвященное 150-летию принятия Александром II Земской и судебной реформ.

Прослушать  
Пауза  
Продолжить  

«Друг добра нелицемерный…» - так называлось мероприятие, подготовленное и проведенное Самарской областной библиотекой для слепых  в самарской местной организации ВОС (16.09.14) и в Государственном бюджетном учреждении Самарской области «Тифлоцентр» (23.09.14), посвященное 150-летию принятия Александром II Земской и судебной реформ. 125 лет назад был открыт в Самаре первый городской памятник императору Александру II на Алексеевской площади (ныне пл. Революции). Монумент был подлинным произведением искусства, замечательной достопримечательностью  города. С инициативой сооружения памятника выступил во второй половине 80-х годов XIX века городской глава - П.Алабин. Человек, так много сделавший для нашего города в прошлом столетии: по его инициативе в городе построены драматический театр, кафедральный собор, публичная библиотека, открыт краеведческий музей и т.д. Закладка памятника состоялась 8 июля 1888 года, а 30 августа 1889 года - торжественное открытие памятника императору - освободителю. Воздвигнутый по проекту В.Шервуда памятник отражал все главнейшие направления деятельности царя - реформатора. На массивном пьедестале из красного финского гранита, украшенном бронзовыми венками с царским вензелем, возвышалась бронзовая фигура императора в генеральском сюртуке и фуражке. Государь левой рукой опирался на саблю. На обращенной к Волге лицевой стороне был укреплен щит с надписью: "Александру II, Царю - Освободителю. 1889 г.", а на противоположной стороне пьедестала располагались щиты с перечислением основных событий и важнейших реформ царствования Александра II. По углам пьедестала располагалось четыре фигуры: крестьянин, в левой руке которого была хартия с надписью:"19 февраля 1861 г."-  напоминание потомкам об отмене крепостного права; фигура восточной женщины, сбрасывающей чадру и олицетворяющей присоединение средней Азии; о покорении Кавказа свидетельствовал черкес, переламывающий шашку о колено; фигура молодой женщины разрывавшей цепи и попиравшей знамя с полумесяцем, символизировала освобождение Болгарии от турецкого ига. Кстати, окрестные крестьяне, приезжая в Самару и осматривая скульптурную композицию, первым делом обращали внимание на то, какими достоверными, «настоящими» были лапти на ногах скульптурного крестьянина. О том, как наши земляки XIX века относились к данному монарху, красноречиво говорит маленький исторический факт. После того как император Александр II вместе со своими сыновьями по просьбе самарцев заложил камни в стены строящегося Кафедрального собора и стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины - платки. Они бросали вещи под ноги государю в надежде, что их коснется стопа обожаемого монарха. Эта одежда потом хранилась в домах как семейная реликвия. С этим царем люди справедливо связывали и освобождение от крепостного права, и те реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество. Церемония открытия памятника в 1889 году стала  всенародным праздником и одним самых ярких событий в истории города. Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре. Кроме него в городе имелись лишь бюсты отдельным купцам, отличившимся своей благотворительностью и общественной деятельностью. Памятник был так красив и так много значил для города,  что даже в семнадцатом году, он не сразу был уничтожен. Хотя в других городах довольно быстро расправлялись с монументами, напоминающими о «проклятом царском прошлом». В Самаре памятник просто забили досками. И когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись «освобождать царя». Для них он был символом всего, на чем держалось российское государство. И только после победы над чехословацкими легионерами большевики устроили расправу над скульптурой. Она довольно быстро исчезла с пьедестала, и на ее место стали водружать маленькие композиции, изображающие революционных вождей, пропагандирующие борьбу труда с капиталом, государственные праздники. Так было до 1927 года, когда место императора занял вождь мирового пролетариата.  Скульптор Манизер – автор памятника В.И.Ленину. Такие типовые памятники ставились и во многих других городах.

Поделиться ссылкой

  Назад