Психологические игры в жизни взрослых людей

Прослушать  
Пауза  
Продолжить  

Коллеги и друзья! Все занятия, прошедшие в феврале и марте в голосовом чате в рубрике «Академия личного успеха», мы посвятили изучению психологических игр взрослых людей и жизненных сценариев. Мы надеемся, что предоставленный материал был не только интересен, но и полезен. Мы так же предлагаем ознакомиться со статьями наших коллег в дополнении к изложенным темам. Благодарим всех участников встреч с психологом и вновь приглашаем всех желающих присоединиться к нам в голосовом чате.
Уважаемые посетители сайта психологической помощи, сегодня Вы узнаете, что такое на самом деле психологические игры в жизни взрослых людей.Сразу обратите внимание, что это не те психологические игры, или вообще игры, которые радуют детей в песочнице и взрослых в развлечениях и времяпрепровождении. Это социально-психологические, ролевые, в большинстве своем неосознанные самими игроками, зачастую деструктивные, драматические, а порой и трагические игры, в которые играют взрослые люди — часто всю свою жизнь.
Психологические игры, в которые играют взрослые люди, практически всю жизнь
Про игры, в которые играют люди написал, еще в прошлом веке, в своем одноименном психоаналитическом бестселлере известный канадо-американский психотерапевт и ученый, основатель трансактного анализа и психотерапии Эрик Берн.
(см. анализ психологической игры в сказке «Красная шапочка» или «Золушка»)
Суть психологических игр, в которые играют взрослые люди в ТОМ, что игровой, часто нечестный и скрытый процесс общения и межличностных взаимодействий приносит некоторые, иногда неосознанные, социальные, эмоционально-психологические, и даже биологические выгоды (некий «выигрыш») участникам игры.
Другими словами, игровые отношения (психологические игры в отношениях) удовлетворяют многие врожденные потребности человека. А именно: психологические, эмоциональные, биологические и социальные.
Конечно, человек, как и любое другое высокоразвитое животное, мог бы удовлетворять свои природные, естественные потребности нормальным, честным, прямым и естественный путем, не прибегая к психологическим играм, различным ухищрениям и обманам.
Но человек существо общественное, и большинство законов природы умаляет и попирает социум: нормы и правила морали и нравственности, этика и общественное мнение, способы выживания, создавая стереотипы мышления и поведения.
Психологическим играм обучаются в детстве
Обратите внимание на совсем маленького ребенка — он естественный, природный, настоящий. Ему еще не нужны психологические игры…он удовлетворяет все свои потребности прямо, просто и спонтанно…так, как и задумано самой природой.
Если ребенок хочет есть — он просит (например, плачет, и успокаивается когда получает еду).
Если малыш хочет общения с мамой — он всем своим видом показывает это.
Если ему страшно, больно или грустно — то и это Вы легко заметите…
Если ему хорошо и весело — он улыбается и радуется…
Но по мере развития, воспитания и социализации ребенка — он обучается правилам поведения в обществе, а заодно и психологическим играм. Большинство этих правил неписанные, поэтому ребенка обучают, большей частью невербально (без слов) и неосознанно, сами родители.
Ребенок просто «тупо» (не осознавая) копирует с родителей и впитывает в себя все эти правила поведения и выживания в социуме. Он учится не быть собой, он учится носить социальную маску и играть в психологические игры.
Потом, уже во взрослой жизни, эта неестественность в отношениях, эти неосознанные, заученные в детстве психологические игры во взаимоотношениях людей, доставят множество проблем человеку. Начиная от внутриличностных конфликтов, непонимания себя и внутренних психологических проблем (неврозов, фобий…), и кончая проблемами в межличностных отношениях (в семье, в коллективе, в бизнесе…).
Конечно, у всех по-разному — кому как «повезло» с родителями и воспитателями; у кого какой запрограммирован сценарий жизни, как раз на основе семейных психологических игр.
Типичная семейная психологическая игра, разыгрываемая по ролям, согласно треугольнику Карпмана, описана в статье проблемы в отношениях людей.
Почему люди играют в психологические игры — подробней
Как уже было сказано выше, люди играют в психологические игры для получения выгод (условно говоря, «выигрыша»), т.е. для удовлетворения своих потребностей, которые они разучились удовлетворять естественным путем.
Психологическая выгода от игры:
У всех есть потребность в психологической безопасности и защищенности. С помощью психологических игр (похожих на психологические защиты), человек пытается избегать стрессовых ситуаций и поддерживать свою психическую стабильность.
Однако, такие игры, как правило, приводят к обратному.
Эмоциональная выгода от игр:
Каждому человеку необходим эмоциональный обмен. И если его ребенком обучили обмениваться эмоциями с помощью игр, то он может стать эмоциональным (энергетическим) вампиром. Такой высосет из Вас, если Вы в игре, всю эмоциональную энергию, доведя Вас до депрессии, невроза или психоза.
Биологическая выгода от игры:
Людям для выживания необходимы телесные контакты: объятия, ласки, поцелуи…поглаживания…, если человек не умеет обмениваться ими естественно, то он прибегает к играм. А по игре такие контакты могут быть и негативные, например побои…пинки и т.п. Что подсознательно, у некоторых людей, например скрытых или явных мазохистов, воспринимается как удовлетворение потребности в телесном контакте.
Отсюда можно увидеть таких людей, которые как бы сами напрашиваются на пинки (даже словесные), например жены, которые подсознательно выбирают себе мужа тирана, который будет ее бить и унижать. На самом деле — это неосознанная игра.
Социальная выгода от игр:
Человеку необходимо полностью занять свое время, структурировать его, иначе, он либо сойдет с ума, либо умрет от скуки (буквально).
Также, люди — животные социальные, и им необходимо общение с себе подобными.
Если человек не умеет управлять своим временем и устанавливать естественные контакты, то психологические игры, например времяпрепровождение и общение в соцсетях, вместо нормального (реального) общения, хоть и суррогатно, но все же удовлетворяет эту потребность.
И главное, экзистенциальная (бытийная) выгода от игр:
У всех людей есть экзистенциальная, жизненная позиция — она либо положительная (Я+), либо отрицательная — (Я-). В зависимости…, как воспитали (при рождении у всех «плюс», за исключение редких аномалий).
С помощью психологической игры люди поддерживают свои жизненные, экзистенциальные позиции. Например, если у человека по отношению к себе положительная позиция (Я+), а по отношению к ближнему — отрицательная (Ты-), то ему необходимо подтвердить это в общении и взаимодействии с ближним. Скажем, всячески унизить его. А сделать он это сможет при условии, что второй игрок имеет отрицательную позицию (Я-). Как, например, жена тирана.
Какие бывают психологические игры взрослых людей
Эрик Берн описал множество психологических игр, в которые играют взрослые люди, в основном это деструктивные игры с негативными «выигрышами». Но есть, также и конструктивные игры, в том числе используемые психотерапевтами во время психологической помощи.
А также, существует множество психологических развивающих и обучающих игр, как для детей, так и для взрослых.
Правила психологической игры — формула
У любых игр есть правила. У психологической игры есть даже своя формула.
Тот, кто знает правила той или иной игры, а в нашем случае осознает их, тот имеет все шансы перестать играть и перейти к нормальным, естественным отношениям…не страдать, а радоваться жизни…
Игры определяются по степени интенсивности, а значит и опасности:
1-я степень — игра, о которой потом рассказывают знакомым;
2-я степень — игра, о которой обычно не хотят рассказывать (более тяжкие последствия);
3-я степень — игра, после которой можно оказаться в больнице, морге или тюрьме.
Формула неосознанной игры по Берну: Крючок + Клев = Реакция → Переключение → Смущение → Расплата («Выигрыш»), где:
Крючок — скрытое, обычно невербальное психологическое послание одного игрока другому. Например, игра «Соблазн», «Насилие» или «Динамо» третьей степени: Некая девушка всем своим видом и поведением показывает свою сексуальную доступность. Как бы забрасывает крючок…;
Клев — «заглатывание» крючка. Некий молодой человек улавливает ее приглашение к игре, т.е. клюет и попадает на ее крючок;
Реакция — он начинает к ней приставать, будучи подсознательно уверенным в ее доступности;
Переключение — она ему отказывает…он берет ее силой;
Смущение — Она — почему он меня изнасиловал? Он — что случилось, почему она хотела отказать?
Расплата — она в больнице…он в тюрьме…
При этой же психологической игре, но в первой степени, расплата была бы в виде набора негативных эмоций обоих игроков. Она могла бы сказать подругам, какой ей попался «козел». А он мог бы рассказать друзьям, какая она «коза».
Формула осознанной (хотя бы одним игроком) психологической игры: Слабость — Ловушка — Ответ — Удар — Расплата — Вознаграждение
Игры работающие по этой формуле («мышеловки») широко распространены в обществе. Например, самая популярная слабость многих людей — это Халява: желание бесплатного, скидок и акций, различных распродаж, легкого обогащения, чудо таблеток и мгновенного избавления от проблем и болезней, в том числе психологических…
И, конечно, вполне естественно (коли есть спрос на халяву), что находятся игроки (люди, осознающие эту игру), желающие поставить ловушку с «халявным сыром». Далее идет ответ (или клев), т.е. человек со слабостью хватает «бесплатный сыр».
Удар «мышеловки», обычно по карману, но иногда и по голове, не заставляет себя ждать.
Результаты: слабому игроку — расплата за халяву в виде негативных эмоций и пустого кошелька, а знающему игроку (чаще мошеннику) — вознаграждение, в виде реальных денег, ну или на крайний случай — в виде веселья…
Правда иногда, не в меру заигравшись и расслабившись, или плохо знающий правила игры, человек может попасть по действие первой неосознанной формулы, и оказаться в тюрьме (вспомните пирамиду «МММ»). Однако игрокам со слабостью от этого не легче.
Самый простой способ увидеть и проанализировать ролевую психологическую игру в отношениях — это представить ее схематично, в виде треугольника Карпмана. Где люди, в семье, в любви, в дружбе или партнерстве ведут себя неестественно, исполняя по очереди одну из трех ролей: Спаситель, Преследователь и Жертва. (подробней)
Деструктивные психологические игры
Большинство из неосознанных или частично осознанных психологических игр в отношениях и взаимодействиях между людьми являются деструктивными для всех участников.
Эриком Берном и его последователями описано множество игр, в которые играют взрослые люди. Все они разделены на категории. Коротко о них…
Игры с самим собой
Например, когда человек надувает сам себя…что-то себе обещает (бросить курить, начать новую жизнь с понедельника и т.п.), но не выполняет, придумывая для себя кучу оправданий…
Семейные и супружеские игры
Например, когда жена играет Жертву, терпя побои и издевательства мужа, а потом переключается в Преследователя, делая из мужа Жертву — сдает его в полицию…
Или, например, когда мама играет в Спасителя, зашнуровывая обувь ребенку до старших классов, при этом делая его беспомощной жертвой, а через некоторое время ребенок из Жертвы переключается в Преследователя, и терроризирует маму, скажем, вымогая у нее пенсию на алкоголь или наркотики…
Сексуальные игры
Одна из популярных сексуальных игр описана в примере выше («Соблазн» или «Динамо»)…
Игры на вечеринках
Это большей частью сплетни и осуждения третьих лиц, а также популярнейшая игра «Почему бы Вам не… Да, но…», где один игрок как бы просит совета и помощи…другие в это время стараются и дают их…но в итоге он все отвергает, зачастую приводя в тупик беседу…
Игры на всю жизнь
Например, игра в алкоголика с созависимостью (соучастием) членов семьи.
Или игра в постоянного должника, который берет кредиты и никак не может их погасить…
Игры преступного мира
Например, кражи, надувательство и мошенничество…
Игры в кабинете психотерапевта
Например, когда клиент на приеме у психотерапевта, начитавшись википедии и представляя себя всезнающим, подсознательно настроен на то, чтобы не получить помощь. При этом он всячески саботирует работу психолога, например, играя в «психотерапевта».
Когда же он действительно, как и хотел, не получит помощи — он может сказать: «Я же говорил, что он мне не поможет…»…
Конструктивные психологические игры
Конструктивными игры могут стать лишь при их понимании и осознании. Некоторые перечисленные выше деструктивные игры можно переделать в конструктивные, а после этого вовсе выйти из игр и начать естественные отношения, особенно это необходимо во взаимодействии с близкими людьми.
К конструктивным играм относятся и лечащие, развивающие и обучающие психологические игры, для взрослых и детей.
Об этом читайте в следующих статьях. (Игротерапия (игровая терапия))
Важная особенность психологических игр — это повторение. Если Вы заметили, что у Вас повторяются или схожи какие-либо негативные события в жизни — значит Вы играете.
Обязательно ознакомьтесь с некоторыми плохими играми:
​ Как не попасть в тоталитарные религиозные секты в России и за рубежом
​ Боевое НЛП (нейролинвистическое программирование) техники, методы воздействия и манипулирования людьми
​ Новый тип личности человека, биологический вид — Хомо Коммуникатимус (Homo communicat
​ Ссылка http://психоаналитик-матвеев.рф/psikhologicheskie-igry/psikhologicheskie-igry-v-zhizni-vzroslykh
 

Поделиться ссылкой

  Назад